Главный торговый центр района "Мегаполис"

Не грози Южному Автовокзалу

Your Lisa вновь знакомит читателей с одним из районов нашего города.

Какие ассоциации возникают у вас от слов «Южный Автовокзал»? Наверное те, кто не прожил рядом всю жизнь, особенно мои ровесники, вспомнят то, что происходит там сейчас. Вырастают новые красивые кварталы, открываются передовые школы, район очень глобально благоустраивается.

Помню, как в Университете читала книгу Евгения Ройзмана о деятельности фонда «Город без наркотиков». В ней Автик представлялся как местность скорее неблагополучная, что меня очень поражало.

Если почитать историю района, то можно узнать, что раньше это было место довольно специфическое. Нынешний Автовокзал, или как теперь чаще принято называть «Район Южный» – это огромная территория, ограниченная улицами Большакова, Московской, Фучика, и рекой вдоль  Парка Маяковского, включая переулок Базовый около ЛеруаМерлен.

А вот в те времена, когда здесь начала появляться первая застройка, все эти земли вообще не входили в черту города. Поэтому улицы назвали весьма незатейливо:

1-ая Загородная (Фурманова), 2-ая Загородная (Фрунзе), 3-я Загородная (Шмидта), 4-ая Загородная (Щорса),

5-ая Загородная (Циолковского), 6-ая Загородная (Авиационная), 7-ая Загородная (Южная).

На Загородных улицах в основном располагались кабаки, собиравшие самый сомнительный контингент  и имевшие очень дурную славу. Кроме того, тут жили простые мещане и ремесленники.

На месте современных Южного трамвайного депо и СИЗа располагалась Цыганская площадь (ранее – Меновая). На ней останавливались цыгане, здесь же торговавшие конями конской утварью. Кстати, именно отсюда пошла история трамваев в нашем городе: маршрут №1 соединил в ноябре 1929 года Железнодорожный вокзал и Цыганскую площадь. Сейчас на территории депо действует Музей истории трамвая и троллейбуса, открывшийся в 1998 году. Прямо вдоль Фрунзе всем на обозрение выставлены старые вагончики, которые выглядят очень непривычно и забавно – обязательно сходите посмотреть на них!

Автовокзал никогда не был густо застроен. Постепенно частный сектор был в некоторой степени разбавлен теми двух-трёхэтажными домиками, которые мы до сих пор можем увидеть. Позже появились типовые панельные дома. И лишь в последнее время застройка идёт здесь целыми комплексами.Сегодня svrdlvsk.ru отправляется на поиски контрастов этого замечательного района. Начать мы можем с улицы Циолковского. 8 Марта чётко разделила Циолковского на старую и новую части. Новая часть — это достаточно широко разрекламированные ЖК Времена Года, ЖК Премьер и другие. В связи с планирующимся переносом Южного Автовокзала, застройщики позиционируют это место как «Юг-Центр», престижный спальный район.

Старая часть Циолковского — короткая, но интересная, тянется от парковки перед «Мегаполисом» до Машинной. Застроена жилыми двухэтажками, также здесь есть старенькое здание школы, которую сейчас реставрируют.

Также стоит прогуляться по Степана Разина, Уктусской, Шмидта. Если вы хотите найти тот самый «старый» Автик, то не нужно идти по самим улицам. Застройка здесь вся типовая, и ничего, кроме панелек, вы не найдёте. Сворачивайте во дворы! Во дворах внезапно возникают деревянные домики, на верёвках сушится бельё, бегают сами по себе чьи-то маленькие дети – словом, тут немного другой мир. Вот он тот самый «другой» Автик, который, наверное, знали наши родители. За годы исследований города этот район никогда не переставал меня удивлять именно своей «двуличностью».

Кстати, изучая карту, я обратила внимание на интересную особенность. Есть ряд коротких переулков длиной в 1-2 дома: Кыштымский, Арамильский, Сысертский, Банный, Шаронова, Белорецкий, Еланский. Где-то улицы внезапно прерываются и продолжаются на некотором расстоянии, как Уктусская (раздроблена на 4 части) и Чапаева (разделена на 2: основную всем знакомую часть и какой-то дворовый кусок за «Мегаполисом»). Связано это, видимо, с особенностями застройки, когда новые дома и дворы «ломали» существующую разметку улиц.

Из прочих «достопримечательностей» можно упомянуть:

— хамелеона, живущего на транформаторной будке на Разина,74 со времён Стенограффии-2016;

— двор этого же дома, щедро украшенный кем-то из жителей самодельными грибами, лягушками, пингвинами и прочей флорой и фауной из подручных материалов;

— театр балета «Щелкунчик»;

— здание банно-прачечного комбината «Водолей», отличающееся своей архитектурой.

Екатеринбург – настоящий город контрастов. Проявляется это во всём, и в архитектуре – не исключение. Автовокзал – один из тех районов, где это наиболее заметно. Жилые комплексы, вырастающие над частным сектором, двухэтажные сталинки, прячущиеся во дворах панельных домов – всё это происходит именно здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.