Архитектор комплекса - В.Д. Соколов

Мельком по Мельковской слободе

Современный район Динамо – место с богатой историей, начинающейся ещё с начала 18 века. Давным-давно здесь протекала река Черемшанка, названная так по названию деревни. Судя по названию, жили здесь «черемисы», они же – марийцы.

Первое официальное упоминание о деревне датируется 1722 годом.  Тогда она уже была переименована в Мельковку по имени одного из старейших жителей Данило Милькова. Жили здесь ремесленники, мастеровые, торговцы, старообрядцы с Шарташа.

Деревня постепенно разрасталась. В 1760-х годах жители добились строительства деревянной церкви Вознесения Господня. Позже была заменена на каменную, существующую и по сей день.

В начале 19 века в реке Мельковке было найдено золото, был образован Мельковский пруд и появилась золотопромывальная фабрика. Чуть позже открылись ещё два крупных предприятия: механический завод Ятеса (на базе фабрики) и мельница Симанова.

Деревня переименовалась в Мельковскую слободу, здесь появилась своя площадь с Александро-Невской церковью. Построена церковь была на деньги купца Лузина, а потому была прозвана в народе Лузинской. Главной улицей была Верхотурская (нынешняя Свердлова).

В 1879 году в Екатеринбург приходит железная дорога, и слобода оживает: попасть на вокзал, минуя слободу, было невозможно.

Следующий этап истории наступил в 1930-е, когда весь город был охвачен волной конструктивизма и перемен. Мельковский пруд был уничтожен, реку загнали в трубы, деревянная застройка была снесена, как и Лузинская церковь. Были возведены многоэтажные дома, в том числе – в стиле конструктивизм, улицы переименованы: 1-ая Мельковская стала Лермонтова, 2-ая превратилась просто в Мельковскую, 3-я и 4-ая были переименованы в улицы Братьев Быковых и Азина. Появились яркие образцы конструктивизма: комплекс  «Динамо», Дворец Культуры железнодорожников, фабрика-кухня.

В 1950-е была произведена полная реконструкция улицы Свердлова. Были возведены жилые дома в стиле сталинского ампира, с единой этажностью и отделкой.

Сейчас бывшая Мельковская слобода – удивительно уютный район, несмотря на соседство с железнодорожным вокзалом. Здесь нет больших дорог (а потому очень тихо), много красивой сталинской застройки. Улицы района не вписываются в городскую схему: здесь по-прежнему сохранилась диагональная планировка, как и в 18 веке. От дореволюционной застройки остались лишь Симановская мельница и старое здание вокзала (теперь – Музей истории, науки и техники Свердловской Железной дороги). Сталинки перемежаются с обычными хрущёвками и новостройками, большинство из которых – элитные.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.